Основная тема моя была в том, как дальше развить и вместе с тем преодолеть мысль Канта, пытаясь оправдать
возможность познания первореальности до рационализации, до обработки сознанием.
Он и в падении своем сохраняет печать своего высокого положения, и в нем остается возможность высшей жизни,
возможность познания, возвышающегося над бессмыслицей мира.
Неточные совпадения
Но как согласовать с этим
возможность научного
познания?
Лишь рационалистическое рассечение целостного человеческого существа может привести к утверждению самодовлеющей теоретической ценности знания, но для познающего, как для существа живого и целостного, не рационализированного, ясно, что
познание имеет прежде всего практическую (не в утилитарном, конечно, смысле слова) ценность, что
познание есть функция жизни, что
возможность брачного
познания основана на тождестве субъекта и объекта, на раскрытии того же разума и той же бесконечной жизни в бытии, что и в познающем.
Критическая теория
познания не опровергла
возможности интеллектуальной интуиции.
Хотя
познание это по существу неадекватно, но потому именно оно представляет
возможность бесконечного роста и углубления.
Возможность богопознания и богооткровения предполагает уже и известное богобытие, поскольку
познание есть некоторое реальное единение познающего с познаваемым.
Следовательно, это не есть расширение
познания о данных сверхчувственных предметах, но расширение теоретическою разума и его
познания по отношению к сверхчувственному вообще, поскольку это побуждает нас допустить, что есть такие предметы, хотя мы и не имеем
возможности определить их точнее, значит расширить наше
познание об объектах.
Для Евномия, как мы уже знаем, не представлялось сомнения в
возможности адекватного, исчерпывающего
познания божественной сущности помощью понятий («имен»), и главным таким понятием являлась «нерожденность» [«Подобно малолетним и по-детски, попусту занимаясь невозможным, как бы в какой-нибудь детской ладони, заключают непостижимое естество Божие в немногих слогах слова: нерожденность, защищают эту глупость и думают, что Божество толико и таково, что может быть объято человеческим разумом одно наименование» (Творения иже во святых отца нашего св. Григория Нисского, т. VI. М., 1864, стр.299.
С одной стороны,
познание есть нечто преднаходимое в душе, что должно быть только пробуждено, выявлено, осознано, но, с другой, припоминанием предполагается
возможность предварительного забвения и выпадения из сознания и, следовательно, как бы новое нахождение.
Сколько бы
познание ни противополагало себя жизни и ни сомневалось в
возможности познать жизнь, оно само изначала есть жизнь, порождено жизнью и отражает судьбы жизни.
Так подрываются творческие силы
познания, пресекается
возможность прорыва к смыслу.
Логический универсализм,
познание объектов через отвлеченные понятия не дает этой
возможности.
Истинный имманентизм должен прежде всего признать имманентность
познания бытию и
возможность творческого развития к высшим состояниям духовности, которые представляются трансцендентными данному состоянию бытия.
Предоставляя им любить меня и верить в мое непреложное
познание жизни, я даю им счастливую
возможность хотя бы на время уйти от холода жизни, ее мучительных сомнений и вопросов.